препод

Юбилей Виктории Терешкиной

Сегодня был феноменальный вечер!
Время летит быстро: оказывается, Виктория Терешкина танцует в Мариинке уже 20 лет...
Две тысячи первый год, концерт новой хореографии, маленький балет Ануфриевой. Ничего не помню, кроме валькирией проносящейся из кулисы в кулису юной девушки, в которой отчётливо проявилось свойство примы -- заполнять собою сценическое пространство. И я выучила фамилию -- Терешкина.
Потом услышала, что на гастролях молодой артистке дали "Лебединое", и удивилась: Одиллия понятно, а Одетта вроде бы не её. Посмотрела, убедилась: да, это танцовщица героического, бравурного склада, созданная не для адажио, а для аллегро.
И тут Виктория проявила замечательнейшую черту. Некоторые люди, щедро одарённые природой, развивают исключительно свои сильные стороны, на слабые не обращая внимания. Это не мешает карьере, скорее наоборот. Терешкина иная. В интервью она всегда оценивает себя спокойно и объективно, а перспективы творческого роста воспринимает с радостью. И спустя некоторое время, приходя на знакомый балет, изумленно думаешь: это ей-то не даётся адажио? Да она в нём божественна!
Сейчас, на вершине балетного Олимпа, Виктория сохранила это редкое свойство. Её дебют в "Лунном Пьеро" вызвал общий восторг, одна я, вспоминая давнюю премьеру, ждала других нюансов. И на второй раз они были! Танцуя вроде бы идеально, балерина каким-то чудом умудряется раз от раза добавлять что-то важное.
Я как дилетант редко высказываюсь о технике, однако столько лет смотрю балет (не только наш), что рискну сказать: с технической точки зрения лучше Терешкиной в мире не танцует никто. Иногда её движения настолько совершенны, что сердце ëкает -- не от страха, а от совпадения реальности с мечтой. Тут ещё, конечно, влияет музыкальность танца, который словно рождается из мелодии прямо у нас на глазах.
Рассказывать можно долго. Например, о том, как я собиралась прекратить разорительные походы в Мариинку, но вернувшаяся из декрета Виктория с таким драматическим накалом станцевала Кармен, что я передумала. Говорите, её сильная сторона -- исключительно классика? А вот вам, глядите: настоящая, современная, живая Кармен, поменявшая планы не только Хозе, но и мои:)!
Двадцать лет прошло, а каждый спектакль Терешкиной неповторим. Сегодняшний -- тем более.
Выбор балетов демонстрирует многогранность Виктории и любовь к ней партнёров. Но, при всей разности образов, все акты объединяет выдающаяся музыка и отсутствие дивертисментности -- каждый является законченным произведением.
"Лунный Пьеро" -- Сергеев, Малышев, Зюзин. Возможно, повлияло потрясающее в своём трагизме пение Сергеевой, но я вдруг увидела балет, попавший с самый нерв современных проблем. Шёнберг написал цикл в 1912 -- время надвигающейся катастрофы, очень похожее на нынешнее. Спасение в единении, однако каждый остаётся сам по себе, холя своё мелкое эго и презирая окружающих. Смерть ближе и ближе, но мы верим -- сегодня она к соседу. А та, насмеявшись над глупыми надеждами, приходит и забирает всех.
"Шехерезада" с Кимом -- беспроигрышный хит. Сегодня мне показалось, Зобеида не изменила бы мужу, не оскорби тот ее недоверием. И поначалу, лаская раба, словно ручного зверька, она не сомневалась, что в любой момент может все остановить. А потом был поцелуй, после которого... пожалуй, тут я промолчу во избежание проблем с цензурой:). Скажу лишь: дуэт у Терешкиной с Кимом -- глаз не отвести, а искры летели прямо в зал!
В неоклассических "Бриллиантах" партнерствовал наш лучший принц Шкляров. После жестокой загадочной Луны и страстной Зобеиды на сцену вышла Прима, неподдельный бриллиант Мариинской сцены. Все было совершенно, а в вариации случилось настоящее чудо: передо мной оживала каждая нота любимой музыки. Виктория словно не касалась ногами сцены, а парила над ней. А потом, в финале, был какой-то фантастический выплеск энергетики, словно она не протанцевала три тяжелейших акта, а дорвалась вдруг до любимого танца и лучится невероятным счастьем!
Я думала, это вершина. Однако вне программы открылся занавес, и мы увидели дуэт из "Парка". Обычно я воспринимаю его трагически, а тут было другое. Сергеев еще просто стоял, а я подумала: разве можно такому не довериться? И партнерша доверилась в самом высоком и огромном смысле этого слова. И стали двое единым духом и плотью, и летали в поцелуе, как на полотне Шагала.
И вот теперь полное ощущение, что я видела не одну великую балерину, а четырех -- совершенно разных и одинаково прекрасных. Все это она -- Виктория Терешкина. Какое счастье, что она у нас есть! Двадцать лет не могу нарадоваться:).
препод

"Спартак", Терешкина-Кондаурова-Ермаков-Смекалов

Вот не люблю "Спартак" Якобсона! В спектакле Григоровича при всей символичности хореографии задевает каждый образ, а куда более реалистичная постановка Якобсона оставляет равнодушной.
Однако при виде Терешкиной и Кондауровой в афише нервы мои не выдержали. Ну, что сказать? Обе были прекрасны -- как и их партнёры, Ермаков-Спартак и Смекалов-Гармодий. Видно было, что все выкладываются в полную силу, но редкие проблески чувств терялись в декоративной роскоши действия. Когда Григорович показывает бой гладиаторов, речь о трагедии рабства, а здесь -- о том, какие интересные и разнообразные бывают бои.
Я знаю об идее оживших
скульптур, и каждая поза артистов действительно стоит запечатления в мраморе. Однако живой танец люблю больше коллекции восковых фигур.
препод

Вечер американской хореографии

Что-то Мариинка стала добра -- любимые артисты есть в каждом из трех балетов!
В "Серенаде" Хорева и Нуйкина, на мой взгляд, по-прежнему не попадают в стиль, а роль красавца в голубом Сергееву подходит мало. В итоге акцент для меня сместился к паре Ильюшкина-Романченков. Не могу не вспомнить свое потрясение после дебюта Марии в роли Темного ангела. Я тогда написала: "Впервые вместо агрессивной соперницы я увидела непреклонную судьбу, которая как привела героя к героине, так потом и увела", а в ответ подруга прислала цитату: "По словам Баланчина, эпизод с ангелом был подсказан когда-то увиденной им статуей Эроса. Этот ангел, как судьба. Каждый мужчина проходит по этой жизни с судьбой за своими плечами. Он встречает женщину – влюбляется в нее – но у судьбы относительно него другие планы…” Я спросила у Марии, знала ли она об этом замысле. Нет, мы обе не знали, но она станцевала так, что я считала посыл фактически дословно. Сегодня, кроме того, я в очередной раз увидела удивительную связь Марии с кордебалетом. Они были единым целым, говорили об одном.
Балет "В ночи" как очаровал много лет назад с первого же просмотра, так каждый раз нахожу в нем новое. Сегодня Нагахиса в "Нежности" напомнила Дюймовочку, попавшую в страну эльфов. Увы, Париш даже столь эфемерное существо поддерживал с видом ответственного грузчика. Кондаурова с Иванченко для меня, наверное, навсегда останутся в "Строгости" эталоном, однако трудно было не заметить возрастных потерь партнёра. В итоге лучшим дуэтом показались Терешкина и Ермаков. Я не сразу приняла Викторию в этой роли. Героиня, упоенно играющая на нервах мужчины, противоречит её натуре. Однако постепенно она нашла свой образ -- женщины, ищущей себя и пытающейся понять, что ей нужно. Осознав, что этот мужчина действительно её, она отдалась ему без оглядки.
Ну, и голливудский, ироничный, далекий от классики "Пуш". Батоева, Кайшета, Ткаченко, Шапран в нём демонстрируют, как замечательно можно владеть своим телом. А Ким... это трудно объяснить. Тело для него не тюрьма, как для меня, и не родной дом, как для танцовщиков, а инструмент для выражения души. И в "Юноше и смерти", и тут, пока он был на сцене, мне верилось, что дух сильнее плоти. Словно я вижу бога танца, а не человеческое существо. Не понимаю, как он это делает!:)
препод

"Кармен", "Юноша и смерть", "Симфония до мажор". Кондаурова, Ким, Ильюшкина!

Билет брала ради дуэта Вишневой с Кимом, а какой из двух вечеров выбрать, решила наугад. И не прогадала -- с составами повезло.
Едва Кармен Кондауровой появилась на сцене, я почувствовала, как тесно ей в том мирке, куда её забросила судьба. Яркая, сильная, глубокая, она создана совсем для другого. Хозе Аскерова, воплощение посредственности и повседневности, понятен ей с первого взгляда. Тореодор Шклярова хотя бы задал интересную задачу: как увлечь человека, занятого исключительно собой? Но в сцене гадания, когда Кармен предложили выбрать между вариантами предопределенной, не подходящей ей жизни, она, на некий миг склонившись к каждому из мужчин в надежде, твёрдо отвергла обоих и погибла даже не потому, что её любили оба, а потому, что ни один не готов был понять.
"Юноша и смерть" балет одновременно страшный и притягательный. Много раз видела в нем Вишневу и Кима с другими партнёрами, и было интересно, каковы они вместе. На мой взгляд, как Вишневой не вполне удавалась эта роль раньше, так и сейчас, зато Ким просто феноменален что артистически, что технически. В итоге история напомнила мне фильм "Господин оформитель", где погубившая художника женщина оказалась куклой, манекеном, созданным когда-то им самим. Редкий случай -- Юноша Кима казался сильнее Смерти Вишневой, и победить ее не смог лишь потому, что невозможно убить то, что изначально мертво.
Третьей шла "Симфония до мажор", которая как поразила меня много лет назад на Мариинской премьере, так и манит до сих пор. Медленную часть тогда танцевала Лопаткина, быструю Вишнева, и дивный танец их стоит перед глазами. Сегодня начали балет Нагахису, мотыльком порхавшая над сценой, и Коновалов, радующий безупречностью весь сезон. С быстрой частью виртуозно справились Батоева и Степин, финал радостно исполнили Ионова с Тимофеевым.
И, наконец, адажио. Маевский необычайно красив. Это все, что успела заметить, потому что когда Мария Ильюшкина начала танцевать, меня не стало. Или исчезла не я, а мир вокруг, и я перенеслась в волшебную страну, куда смертный может попасть лишь на 9 минут и 9 секунд? За эти короткие бесконечные минуты я пережила все лучшие мгновения. Может, их и не набралось больше за долгую жизнь, однако каждое неповторимо, и Мария, легким жестом раздвигая завесу между мирами, возвращала отнятое безжалостным временем.
Звучит нелепо, но если бы это можно было выразить словами, не требовался бы балет:). Скажу одно: музыка смолкла, я перевела дыхание и поняла, что впервые после Лопаткиной кто-то взял эту гениальную хореографию — и прожил на моих глазах. Хотя почему кто-то? Балерина Мария Ильюшкина. Я не бросаюсь этим словом, понимая, что оно -- высший титул для танцовщицы. Побоялась произнести после "Лебединого" и даже после "Раймонды", но смело пишу сейчас.
https://www.youtube.com/watch?v=ScZmhcUR4yE
препод

"Раймонда". Новикова -- прима! А Сергеев гений:)

Сегодня была судьбоносная "Раймонда" -- Олесе Новиковой наконец присвоили звание примы. В сердцах балетоманов этот статус у неё давно, но, скажу честно, я уже не верила, что руководство Мариинки прозреет, и очень рада, что это произошло.
Раймонда Новиковой не похожа на остальных. В привычной версии Сергеева неожиданно проступает постановка Вихарева, в которой Олеся блистала в Ла Скала, -- более декоративная и стильная, словно оживает иллюстрация из старинной книги и в наш мир приходит Прекрасная Дама, идеальная и нереальная.
В эту концепцию вполне вписался Жан де Бриен Париша, зато Абдерахман Сергеева изначально был обречён. Мы, как и положено, наблюдали за противостоянием двух миров. Сергеев своим удивительным умением, оставаясь личностью, вписывать героя в жизнь кордебалета уже не впервые открыл мне новые акценты в сто раз виденном балете. Когда во втором акте на сцену выбегала его свита в алом, это ведь был огонь страсти Абдерахмана, разгоравшейся всё сильнее, до чёрных углей в костюмах панадероса. Абдерахман понимал, что лишь пугает Раймонду, не зря одетую в пачку бирюзового цвета, цвета прохладной воды и льда, однако все равно надеялся, что "страсть растопит этот хлад", да и просто не мог остановиться -- на то он и огонь. А как он умирал -- яростно, ярко, любя и ни о чем не жалея... возмутительно и восхитительно неуместный в этом строго расчерченном мире.
В целом сегодня был очень удачный спектакль, но хочу отдельно сказать еще о двоих. Коновалов раз от раза танцует все лучше, и сегодня его Трубадур был просто безупречно стилен и техничен -- глаз не отвести. А Чебыкина так исполнила медленную вариацию, что я вспомнила юную Лопаткину с ее неподражаемой кантиленой.
Итак, в Мариинке одной примой больше. Искренне надеюсь, с этим выбором не будет спорить никто, настолько он очевидный и долгожданный. Ура!
препод

"Каменный цветок", Терешкина-Осмолкина-Ермаков-Сергеев

Редко выпадает такая удача – чтобы в любимом спектакле дали полностью идеальный кастинг. И вот я дождалась!


Едва зазвучала яркая, говорящая музыка Прокофьева, а на заднике высветились декорации Вирсаладзе – ожившие картинки из сказов Бажова моего детства, — как я выпала из привычного мира, забыв обо всем, кроме происходящего на моих глазах.


Григорович – гений! Многие рассказывали средствами балета о свойствах страсти, а вы попробуйте, как он, – о свойствах власти. Потом будут Мехменэ, Красс, Грозный, а начиналось все с «Каменного цветка». Власть и художник, власть и любовь, власть и народ – все идет отсюда.


Ермакову, как мне кажется, очень близка тема творческого поиска, и Данила-мастер у него получается живой и глубокий. Ты прекрасно понимаешь его метания и не удивляешься, почему Катерина прощает ему все. Ах, какая у Осмолкиной Катерина! Тихая, но твердая, скромная, но гордая, покладистая, но непреклонная. Однако нам рассказали легенду не о любви… точнее, не только о любви, а о России. Легенду старую и при том болезненно актуальную. 


Collapse )
препод

"Спящая красавица", Сомова-Ким-Ильюшкина

Хотя все исполнители главных ролей понравились, цельного спектакля, на мой взгляд, не получилось. В целом Сомова милая и грациозная Аврора, но выглядела она не юной девушкой, а зрелой красивой женщиной. Особенно это бросалось в глаза рядом с Кимом и Ильюшкиной. Иногда даже казалось, что Сомова выше партнера.
Вообще когда Дезире появился на сцене, я задумалась о том, что эта роль требует сочетания самолюбования и имеющихся для него оснований. И если у большинства танцовщиков проблемы со вторым, то у Кима, как ни парадоксально, с первым. Его принц если и выделялся среди придворных, то деликатностью и скромностью.
Но тут перед ним возникла фея Сирени, и всё преобразилось. Дезире на наших глазах перенесся в волшебный мир, а вместе с ним и мы. Никогда эта сцена не производила на меня столь сильного впечатления. И боролся за Аврору этот романтик не привычным бутафорским мечом, а страстно и всерьез, и тесно ему потом было в рамках декоративной вариации.
Зато на Ильюшкину роль феи Сирени села, словно влитая. Приятно наблюдать, как работа над одной партией положительно сказывается на другой, с каждым выходом добавляя уверенности и мелких, но важных акцентов.
Кстати, маэстро Гейне дирижировал, считаясь больше с Чайковским, чем с удобством артистов. Не все справлялись с темпами, но у кого получалось (например, Гусейнова-Бриллиант), впечатление было колоссальное.
Что касается Ильюшкиной, волшебная палочка её феи словно была продолжением палочки дирижёра, и единство с музыкой завораживало. Открывался смысл каждого движения, большие батманы ограждали мир от зла, а движения рук осеняли благодатью. Умом я понимала, что вижу исполнение технически сложной партии, а чудилось, что фея просто предстаёт перед нами такая, какой её создала природа.
Хочу дуэт Ильюшкиной и Кима!
препод

Концерт балета. Ильюшкина и Ким!

Не скрою, "Кармен" разочаровала. По мне, у Шакировой, Корнеева и Тимофеева получилась история юной резвушки, которая была не в силах выбрать между просто серьёзным мальчиком и серьёзным мальчиком-мажором. Весь мой интерес переместился на острых, трагичных, глубоких Коррехидора Зенина и Рок Чебыкиной. Раньше я не замечала, как много у них танца!:)
Впрочем, в театр я пришла ради второго, сборного акта -- а точнее, ради Никии-Ильюшкиной. Даже в коротком кусочке она поразила. Как некогда Лопаткина, Ильюшкина двигалась бесшумно, медленно и плавно, словно в волшебном подводном царстве, где всё иное, чем на земле. Просто мечтаю увидеть партию целиком!
И не в силах не добавить: если я ещё понимаю, как Ильюшкина сумела заворожить за три минуты Никией-тенью, то как Ким мог душу мне перевернуть, танцуя Али в па-де-труа -- вроде бы чисто техническом, бьющем на внешние эффекты? Да, он летал и вертелся вихрем -- но этот вихрь изображал живого, удивительного человека с его историей и чувствами! Ким исполнял набившие оскомину вариации так, словно от результата зависит, наступит ли сегодня конец света или мы с вами ещё поживем. И мы с вами ещё поживем!:)
препод

"Анна Каренина", Новикова-Сергеев

  После недавней поразительной «Анны Карениной» с теми же исполнителями идти на спектакль было немного боязно: вдруг чудо не повторится? А не идти невозможно.

  Чудо не повторилось — оно было другим:). Если в прошлый раз ошеломил накал затмевающей разум, воистину безудержной страсти, то сегодня — многогранность, развитие, тонкость созданных образов. Страсть тоже была — в финальном дуэте первого акта героев так притянуло друг к другу, что ощущаешь на собственной шкуре, почему они в одночасье пустили под откос свои жизни: потому что иначе не могли. Когда заболевшая Анна решила расстаться с Вронским (чего стоил ей, всем телом рвавшейся к нему, отстраняющий жест!), его в вариации (о да, этот неистовый выплеск -- хореографически безупречная классическая вариация) корежило так, что и я скорчилась от боли, мечтая выстрелить в себя, чтобы это прекратить. Потом так же нестерпимо мучилась Анна, у которой действительно не было другого выхода, кроме как броситься под поезд: есть мучения, терпеть которые невозможно. Не представляю, как артисты выдерживают подобный накал чувств. 

  Я впервые обнаружила, что эти две сцены параллельны — как и сны Вронского и Анны, людей, не похожих на остальных и созданных, чтобы быть вместе. С Вронского на наших глазах слетела внешняя шелуха фатовства, а Анна из серьезной дамы в черном превратилась в юную девочку в светлом легком платье. В какой-то миг мне почудилось — все у них будет хорошо (только не спрашивайте, читала ли я Толстого:)). Но мы не свободны от бессмысленных и жестоких законов окружающего мира — сейчас не меньше, чем тогда. Вронский надеялся на здравый смысл, Анна же поняла, что надежды нет (очень мощная получилась сцена в театре). 

  Новикова и Сергеев — премьеры моего сердца, и неважно, какой у них статус:). Однако был еще артист, от которого не могла оторвать глаз. Пономарев делает из маленькой роли Капитоныча шедевр, некоего волшебного домового, хранителя домашнего очага. И не могу не сказать о Ратманском, у которого каждая нота партитуры Щедрина наполняется смыслом и оживает перед нами. Конечно, если танцуют такие артисты, как сегодня.  

препод

"Корсар", Ильюшкина-Шакирова-Ермаков-Ким

  Лучший «Корсар» из виденных за последние годы! Уже первый выход Медоры-Ильюшкиной выплеснул такую энергетику, что стало ясно: драйв, которого мне не хватило в недавнем «Дон Кихоте», сегодня получу сполна.

  Очень удачный подобрали состав исполнителей: воздушная, романтическая Ильюшкина-Медора и земная, темпераментная Шакирова-Гюльнара оттеняли друг друга, демонстрируя очарование двух разных типов женщин. Стильный, ироничный Конрад Ермакова, очаровательный хитрый Ланкедем Зюзина, виртуозный Али Кима (удивительно даже не то, что к своей волшебной стремянке Ким добавил магический вращатель, позволяющий нарушать очередные законы физики, а то, что из этих чисто технических вещей он умудряется создать незабываемый, живой, осмысленный в каждом движении образ). Прекрасен был кордебалет, а главное, все находились в радостном естественном взаимодействии, словно пришли на праздник и позвали с собою нас, зрителей.

  Эта праздничность фейерверком била в па-де-труа и Оживленном саду. Прекрасно, что Марии Ильюшкиной досталась партия, где можно продемонстрировать не только технику, драматизм и музыкальность, но и чувство юмора. Эта Медора знала толк в обращении с мужчинами, а чего не знала, доучивала на ходу! Артистка замечательно балансировала между серьезным отношением к классической хореографии и веселой игрой в старинный театр. Казалось, нет ничего естественнее и радостней, чем проскакать через всю сцену на одной ножке или крутить фуэте. И я вместе с нею крутилась и скакала, улыбаясь во весь рот. В наши дни это дорогого стоит...