avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Categories:

"Ромео и Джульетта", Новикова-Ким

Вот я и открыла балетный сезон. Перерыв в полтора месяца, позволив мне стосковаться, явно пошёл на пользу. Недавно видела сон, что брожу по любимым уголкам Парижа, а по пути встречаю столь же любимые места Рима, радостно удивляясь: ах, тут и это есть? Вот так же в "Ромео" Лавровского даже не собственно Верона, а наша тоска по Италии, восхищение ею, та вымечтанная жизнь, которая ярче и прекраснее реальности. И каждый артист, от солистов до кордебалета, был частью этого чуда, весь спектакль от начала до конца искрился и сиял.
Из того, что особенно поразило. Тибальд Смекалова не выглядел привычным монстром, он умел радоваться и даже любить. Просто этот герой идеально вписывался в феодальный мир с жёстким регламентом и делением на чужих и своих. Тибальд с одинаковым удовлетворением забивал, словно скотину, сторонников Монтекки и любовался Джульеттой Капулетти -- она своя. Именно он возглавлял танец с подушками, где страшная бездушная машина движется, всё сметая на своём пути. И невдомек им всем, что она уже выработала свой ресурс и скоро рухнет, а разрушат ее Джульетта, невесомый мотылек, и Ромео, легкокрылая птица, -- нашедшие друг друга светлые предвестники Возрождения, такие беззащитно открытые и свободные в мире нерушимых правил и тяжелых одежд.
Новикова -- идеальная Джульетта. Сколько раз видела ее в этой роли, но сегодня обнаружила множество акцентов, которые раньше не замечала. Эти очаровательно нелепые движения в первой сцене -- кажется, так умеют только дети! После встречи с Ромео перед нами уже девушка -- мечтательная, романтичная, но совсем не ребенок. Он тоже на наших глазах из инфантильного, избалованного жизнью юноши превращается в истинного мужчину, прикасающегося к любимой так бережно, что сердце замирает. Ах, какая была сцена у балкона! Феноменальная техника Кима, полностью переплавленная в драматическую игру, дала поразительный результат. Вариация производила впечатление безмерно щедрого выплеска чувств: я отдаю тебе всего себя, до самой глубины души, а еще целый мир в придачу! И она не ломалась, а радостно отвечала: беру!
Не помню, чтобы меня так трогала сцена венчания -- до почти молитвенного оцепенения. Ромео и Джульетта были очевидным образом созданы друг для друга, едины духом и телом (кстати, поцелуй получился по-итальянски страстным). Немудрено, что после этого Ромео не мог не попытаться прекратить семейную вражду. Он, тоненький и беззащитный, шел навстречу острию шпаги Тибальда, и меня вдруг пронзило: словно Христос по воде. Он чувствовал, что способен на чудо. Однако чуда не происходит, Тибальд убивает Меркуцио. В этот миг я словно перенеслась в душу Ромео. Хорошо представляю такой характер, вроде бы покладистый и безмятежный, но если перейти некую грань, этот человек вдруг выходит за пределы собственной личности и не в состоянии аффекта, а наоборот, в состоянии предельной концентрации делает невозможное, и его не остановить. А убил Тибальда -- и снова добрый мальчик, ужасающийся тому, что произошло.
Дуэт в спальне был такой, что я просто слышала слова Шекспира. Еще удивительный момент: когда Джульетта, лишившись Ромео, прибегает к патеру Лоренцо, она трогательно кается перед Мадонной, что замыслила грех самоубийства, и объясняет, что иначе просто не может. А потом, в Мантуе, Ромео-Ким, лишившись Джульетты, прыгает привычные шпагаты так, словно пытается докричаться до Бога: почему ты нас разлучил? И вдруг его пронзает мысль: но зато он позволил нам встретиться... Такая вот параллельность чувств -- отдельно, однако едино. И не было ничего естественней, чем решение Ромео умереть, раз Джульетты больше нет. Его слезы мгновенно высохли, он даже улыбнулся. Зато плакали мы.
В гробницу Ким влетел, словно птица, -- вот не знаю, как сказать иначе. Не как человек, а как стремительная птица. И душа моя разрывалась, сперва вселившись в Ромео, а потом в Джульетту, с каждым из них пережив жестокую потерю и страшный конец. И в то же время конец был светел: эти два предвестника нового, более свободного мира своею смертью подорвали основы мира старого и остановили многолетнюю вражду.
Часто говорят, спектакль Лавровского устарел, но сегодня он как будто рождался прямо на моих глазах. Мне повезло, что я это видела.
Tags: Ким, Новикова, Ромео и Джульетта, балет
Subscribe

  • Размышления о тщете всего сущего... :)

    Трудно сказать, когда меня стало терзать ощущение, что проект "Человечество" медленно, но верно заходит в тупик. Сейчас посмотрела: к трилогии про…

  • Новый год к нам спешит!

    Год сложный. Как написал любимый автор, "это я к тому, что нам не скучно". Надеюсь, следующий будет поскучнее, и всем того желаю🤕.

  • Хвастовства пост:)

    Правду говорят: лучший подарок тот, который сделан своими руками. Этих куколок нам с irina_berezina сшила на Новый год любимая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments