avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

"Сказка странствий". Карантинное

Я все же решилась пересмотреть "Сказку странствий", убедившись, что иначе она меня не отпустит.
Фильм оказался еще поразительнее, чем я его помнила. Идеально гармоничное произведение без слабых мест.
Что сюжет сильный, актеры прекрасные -- понятно. Музыка Шнитке разрывала мне душу всегда. Нередко я даже опознавала композитора именно по данному признаку:).
Но, подсев на лекции Оксаны Санжаровой, я лишь теперь оценила изобразительный ряд. Босх и Брейгель, Вермеер и Рубенс так органично вписаны в ткань фильма,что смотришь на каждый кадр, словно на картину, и в то же время живешь в ее волшебном страшном мире. Причем история очевидно аллегорическая, характеры архитипические -- а задевает, как самое что ни на есть реальное и натуральное, если не сильнее.
Давно так не рыдала, но стало легче. Орландо и Марта -- просто квинтэссенция тех героев, о которых пыталась писать в "Неестественном отборе". Эти удивительные мгновения, когда, занимаясь своим делом, Орландо преображался, теряя привычную гибкость натуры! А Марта, в противоположность ему жесткая, раздражающая, не меняющая решений! Такой можно быть лишь при безупречном нравственном чутье -- и оно у нее есть. Для Марты не стоит выбор, хорошо поступить или плохо, как стрелка компаса на север, она поворачивается к добру и ведет за собой Орландо, широкая душа которого приемлет многое из того, что ей и не снилось.
Сейчас особенно остро воспринимаешь часть, связанную с чумой. Орландо -- символ врачей, которые заражаются, спасая нас. Смерть гения ради обычных людей кажется несправедливой, беспросветно трагической. И как же благодарна я за финал, когда оказалось — не только чума передается от человека к человека, но и талант. Мне при моей специальности особенно хочется верить, что это так.
Чем дольше думаешь, тем больше видишь параллелей и символов. Искусственное дыхание, которое Орландо делает Марте... Сперва кажется, оно пропало зря. При уникальном нравственном стержне, Марта лишена таланта, она не учится и не меняется, спустя десять лет она та же девочка. Зато ее брат -- гений, а значит, широк и гибок. Делая ему искусственное дыхание, Марта передает Маю то, что дал ей Орландо. То, что казалось безвозвратно потерянным.
Редко использую слово катарсис, но не знаю, как назвать еще.
Tags: искусство
Subscribe

  • "Анна Каренина", Новикова-Сергеев

    Спектакль получился замечательный. Ощущение, что приезд хореографа смахнул легкий налет рутины и придал каждому эпизоду особую свежесть и остроту.…

  • "Раймонда", Ильюшкина-Корнеев-Беляков

    Ура, Ильюшкиной дали повторить "Раймонду"! Всё же первое выступление -- обычно волнение и, даже при идеальном раскладе, немного проба сил. Всегда…

  • "Ромео и Джульетта", Новикова-Шкляров

    Столько раз писала об этом дуэте, что не буду повторяться — хотя отмечу, что Шкляров, на мой взгляд, уже не столь юный Ромео, как раньше, а вот не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments