avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Categories:

"Анна Каренина", Сомова-Сергеев-Баймурадов-Чебыкина-Иванова-Острейковская-Пономарев. И даже оркестр!

Трудно поверить, что на премьере мне не понравилась музыка этого балета. Со временем, как в любимой "Легенде о любви", я перестала отделять её от хореографии и сюжета -- всё слилось воедино, пробирая до самой глубины души. Сегодня, когда оркестр играл по-настоящему хорошо, это впечатление особенно сильно.
С составом тоже редкостно повезло. На каждого артиста хотелось смотреть и смотреть. Милые, искренние сёстры Щербацкие (Острейковская с Ивановой), простодушный Левин Тимофеева, незаметно и умело руководящая людьми в свою пользу Бетси Чебыкиной -- я чувствовала их характеры, понимала смысл каждого движения. Не было проходных моментов, любимые артисты создали из мелких штрихов образы, о которых хочется думать. Не говоря о любимейшем -- великом Пономарёве, чей Капитоныч так протягивал лекарство Анне, что не выздороветь она просто не могла -- именно он преподнес ей дар самой чистой, сильной и благородной любви.
И, наконец, главные герои. Не скрою, к Сомовой-Анне я относилась настороженно, не веря в драматический талант актрисы. И зря! Её героиня была иной, чем мы привыкли, однако ничуть не менее интересной, а сочувствия иногда вызывала больше.
Вспомнилось, что Анну, не успевшую испытать даже первой юношеской любви, выдали за немолодого серьёзного человека. Каренин Баймурадова благороден и непреклонно твёрд в своих принципах, один из которых -- не проявлять открыто любви и радости. Между тем Анна Сомовой создана природой именно для них. И не так ей много надо! Хоть иногда попорхать на балу в светлом платьице, подобно остальным женщинам, а не вести, одетая в темное, серьезные разговоры. Глубоко уважая мужа, она расцветала, когда его не было рядом. И в то же время ей постоянно требовалось сильное мужское плечо, человек, на которого можно положиться. Я еще не видела Анны, так безмерно и трогательно растерявшейся в начальной сцене, когда мужик попал под поезд. Стало сразу ясно -- она не из тех, кто привык контролировать, направлять свои эмоции и свою жизнь, и не откажется из-за проблем в будущем от нынешнего счастья, потому что не умеет просчитывать и смотреть вперед. Вронский Сергеева, обычно более серьезный и зрелый, сегодня показался в чем-то на нее похожим. Довольно легкомысленные, оба изначально полагают, что смогут, как раньше с другими, весело и легко провести время. Но едва они оказываются рядом, между ними проскакивает искра того огромного, искреннего чувства, которое поднимает нас и преображает. Вронский стреляется, потому что без Анны ему придется стать таким, как раньше, а он теперь понимает, насколько этого мало. А по Анне, когда она намерена остаться с мужем, видно, что она теперь никогда не сумеет больше радоваться -- ей есть, с чем сравнить, она понимает, на какие эмоции, оказывается, способна.
Она уходит в Вронскому. Дуэт в Италии получился волшебным. Настолько, что было ясно: это не навсегда. А дома выяснилось, что Вронский, при всей любви, не готов быть той каменной стеной, за которой Анна обрела бы спокойствие. Когда она пришла в оперу, красное платье не показалось, как у других, вызовом -- скорее криком о помощи, попыткой найти в ком-то сочувствие, обратить внимание на свое одиночество. Как потянулась Анна к Бетси -- а та с глубоким злорадством ее проигнорировала! Но самое страшное -- когда Вронский сбросил руки Анны со своей шеи. Потом он не мог себе этого простить, потому что было ясно -- эта женщина не из тех, кого испытания сделают сильнее. Оставшись без поддержки, она не выживет, просто не понимая, как это делается. Под поезд Анна бросилась в приступе столь беспросветного отчаянья потерявшегося ребенка, что у меня перехватило горло.
Балет Ратманского нередко упрекают в упрощении романа. Да, философскую проблематику средством танца не передашь. Но то, что, не меняя хореографический текст, балерины передают настолько разные характеры, говорит о том, как он глубок. 

Tags: Анна Каренина, Баймурадов, Острейковская, Пономарев, Сергеев, балет
Subscribe

  • "Жизель", Терешкина-Шкляров

    При всей любви к Терешкиной, на её Жизель хожу редко. Даже большому таланту сложно полностью переделать свой типаж, и в костюме пейзанки Виктория для…

  • Бенефис Кима

    Считаю правильным решение любимого Кима в свой бенефис выехать на сцену на слоне! Вообще любопытно было посмотреть второй акт "Баядерки" в варианте…

  • "Push" и "Хрустальный дворец". Ильюшкина!

    "Пуш" был исполнен превосходно. Но, глядя на прекрасно танцующего Степина,особенно понимаешь, какое чудо в этой роли творит Ким. Он делает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments