avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Categories:

"Ромео и Джульетта", Осмолкина-Зюзин-Тимофеев-Колб. Баженова!

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Попав в период гастролей на утренник, посмотрела выдающийся спектакль. Тот случай, когда сидеть близко -- огромная удача, столько оказалось моментов, которые обидно было бы пропустить.
В книгах Дарелла его мама, выставляя высшую оценку пейзажу, говорила: "Пускай меня здесь похоронят!" Будучи педагогом, я, выражая симпатию к юному существу, думаю: "Одно удовольствие иметь подобных у себя в группе!":)
Вчера, глядя на чудесную четверку -- Джульетту Осмолкиной, Ромео Зюзина, Меркуцио Тимофеева и Бенволио Недвиги, -- хотелось присоединиться к патеру Лоренцо, чтобы помогать этим замечательным детям. Во время страшного танца с подушками я размышляла, почему в реальности больше всего тоже страдают лучшие. Наверное, потому, что добро не агрессивно и не заставляет окружающих жить по своим законам. А когда делает это, становится злом (вот почему рано или поздно я вступаю в конфликт с любым начальником) .
Тройка друзей -- три разных характера, дополняющих друг друга. Бенволио -- символ рассудительности, надежное плечо, на него полагаются в практических ситуациях. Меркуцио -- движущая сила, огонь, веселье. Едва он появился, со своей открытой, искренней улыбкой, стало ясно -- образ будет непривычным, но ничуть не менее интересным. В этом Меркуцио вместо сарказма -- то безудержное, беззаботное веселье, радость бытия, которая возможна лишь у молодых и за которую я так их ценю. Как органично он дразнился в вариации на балу, беззлобно резвясь от избытка сил! Понимаю служанку, потерявшую голову от поцелуя легкомысленного мальчишки. Сцена, часто проходная, прозвучала на редкость мощно. Появляется Тибальд Колба в окружении проституток. Персонаж безмерно страшный. Представьте маньяка, обожающего убивать, наблюдая за агонией жертвы, которому позволено потворствовать своей страсти, не теряя социального статуса. От улыбки Тибальда, наносящего смертельный удар, кровь стыла в жилах. И вот он, заплативший за ночь любви полновесным золотом и не представляющий, что бывает иначе, видит, как Меркуцио получает любовь даром, просто за то, что он такой, какой есть. Дуэль между ними неизбежна.
Смерть Меркуцио -- один из тех моментов, когда подступали слезы. Ни гордой попытки скрыть рану, ни проклятия. Меркуцио с беззлобным удивлением показывает Ромео окровавленную ладонь: посмотри, я так тебе доверял, я тебя послушался, и вот что из этого вышло! Именно в тот миг стало ясно, что самым важным в компании друзей, ее душой является не рассудительный Бенволио, не активный Меркуцио, а романтик Ромео. В критических случаях он, вроде бы витающий в облаках, берет ответственность на себя. И вопрос о том, убьет ли он Тибальда, не возник. Мне ли не знать -- если тихий ботаник всерьез решится, его не остановить, и грубая физическая сила противника ничего не будет значить -- Тибальд обречен.
Вот я и перешла к главным героям. Но сперва немного в сторону. Когда на фоне занавеса сцену пересекала кормилица Джульетты, возникло четкое ощущение, что эта женщина не нашего времени -- она сошла с итальянской картины эпохи ренессанса. Строго отчитав слуг, кормилица, отвернувшись, подмигнула -- и я увидела ровно ту героиню, какую описал Шекспир, женщину из народа, одновременно суровую и веселую, тонко чувствующую и скабрезную, настоящую, живую, но из другой эпохи! Такой она была во всем спектакле, неожиданно став одним из главных персонажей. В битве подушками с Джульеттой это два сапога пара -- обе получали несказанное удовольствие. Вообще их взаимоотношения показаны так ярко и тонко, что тронули до глубины души. А трагическая сцена в склепе, когда кормилицу, сразу одряхлевшую, ведут двое слуг, и вдруг она, вырвавшись, тигрицей бросается на могилу!
Мне всегда нравились исполнительницы роли Кормилицы, однако вчера было что-то потрясающее. В антракте раскрыла программку -- Баженова! Безупречная красавица, несравненная синьора Капулетти преобразилась так, что я ее не узнала. Похоже, не только Пономарев -- гений, она тоже:).
И для меня раскрылось очевидное. Постановку Лавровского принято упрекать в старомодности. Тогда упрекнем в ней и ранних итальянцев, ибо мизансцены сходят с их полотен и фресок. В каждой картине балета декорации воспроизводят объемную перспективу, на фоне которой живые персонажи иногда откровенно выглядят ее частью, как, например, в сцене бала, где гости сидят на фоне гобелена. А затем живописный мир Возрождения, с его яркостью, многофигурностью, гармоничностью и, на современный вкус, избыточной детализацией оживает. Вот он, вокруг тебя! Когда Джульетта в плаще ждет ответа на вопрос, кого же ее угораздило полюбить, Осмолкина встала так безупречно, что вспомнились многочисленные Мадонны, закутанные в плащ, чтобы получилась пирамида, которая почиталась композиционно идеальной. И да, это действительно передает спокойное и горькое принятие неизбежного.
Осмолкина -- удивительная балерина (не использую этого термина для тех, кто не имеет соответствующего статуса, но тут применяю намеренно). Сперва она выглядела настоящей девочкой, беззаботной, искренней, доброй. Прыжки легки и беззвучны, движения органичны и гармоничны. Каждый жест, каждый взгляд осмысленны и понятны. Образ цельный и в то же время развивающийся от картины к картине. На битве с подушками я смеялась, а когда Ромео снял маску, заплакала , старая дура . Джульетта изучала его лицо так, словно всю свою жизнь создавала образ мечты, совершенствуя черту за чертой, и вот обнаружила полное ее воплощение. Зажмурившись от непереносимости счастья, она не сомневалась, что, открыв глаза, ничего подобного не увидит, слишко это прекрасно, чтобы быть реальностью. А Ромео Зюзина смотрит на нее с радостным изумлением, не понимая, что такая замечательная девушка может в нем найти.
Боже, какое у них было взаимопонимание, какой дуэт! Нет сложных поддержек, а есть проявление всепоглощающей любви. Ромео нежно пытался уберечь Джульетту от горестей, прикрыть собой, защитить, а она целиком и полностью ему доверилась. А неожиданный, под дых бьющий момент в спальне, когда рыдающая Джульетта пытается отвернуться, чтобы не огорчать возлюбленного своими слезами, и в то же время не в силах оторвать от него глаз! Я знаю, сколько лет этим артистам, и все равно воспринимала их подростками, ошибки которых -- естественные, неизбежные проявления юности. Какие они были, вчерашние Ромео с Джульеттой? Прежде всего, очень хорошие, открытые и добрые. Именно поэтому никто из близких не догадался, что происходит -- с этими детьми раньше не было проблем. Но поэтому же их смерть остановила вражду.
Можно разбирать сцену за сценой -- например, Зюзин поразил своей игрой в Мантуе, а Осмолкина фантастически выстроила отношения с Парисом. Однако лучше добавлю о другом. Роскошные персонажи, словно сошедшие с многофигурной итальянской фрески, все без исключения были живыми и настоящими. Глаз выхватит торговку или нищего -- и не оторваться. В том, что спектакль до сих пор не отпускает, заслуга каждого. Ради этого и ходишь в театр. Спасибо!
И правильно напомнили, я забыла упомянуть дирижёра. Едва увидев Гейне, я поняла, что за музыку можно не беспокоиться -- она прозвучит, как надо, а не какафонией (что, увы, бывает). И чуткие артисты отражали каждый такт.

Tags: Осмолкина, Ромео и Джульетта, балет
Subscribe

  • Размышления о тщете всего сущего... :)

    Трудно сказать, когда меня стало терзать ощущение, что проект "Человечество" медленно, но верно заходит в тупик. Сейчас посмотрела: к трилогии про…

  • Книжный пост-10. Пушкин

    Закончу свои книжные заметки не оригинально. Зато честно. Сколько себя помню, Пушкин всегда был частью окружающего мира. В раннем детстве…

  • Книжный пост-9. Александр Блок

    Если меня попросят назвать любимого поэта, не задумываясь, отвечу: "Блок". Причём ответ этот не поменялся лет с двенадцати, когда я открыла тоненький…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments