avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Category:

"Жизель" Акрама Хана

Сразу скажу -- суждение о балете по записи считаю... гм... условным. Чего-то главного она не передаёт. Однако отзывы на «Жизель» Хана столь горячи, а кинопоказы спектаклей хвалят, так что впервые решилась посмотреть балет на большом экране.
  Возможно, именно это сыграло со мной злую шутку, однако было полное ощущение, что вижу киномюзикл, только без песен. Лучшие моменты, на мой взгляд, именно кинематографичные, а не хореографические, статика интереснее движения, выражение лиц важнее танца. Эффектные свет и костюмы, психоделическая музыка, динамичная драматургия -- всё, как положено в кино. В очередной раз проникаешься уважением к балетным артистам, которые, даже лишенные основного своего оружия -- виртуозного танца, -- блестяще выступили на чужом поле. Видно, как стосковались они по новым, современным образам, по драматической игре. Добавить бы ещё хореографию хотя бы на уровне последнего дуэта, где были отсылки к классике! Увы, большинство танцевальных сцен я проскучала, особенно во втором акте, где однообразие яснее бросалось в глаза (в первом массовые танцы показались затянутыми, но все же любопытными). Вообще самое сильное впечатление из всего спектакля оставило самое начало -- почудилось, что присоединюсь к хору восторгов.
  Какие ещё мысли пришли в голову во время действия (хотя уже тот факт, что я спокойно размышляла, есть главный и неутешительный итог)?
  Зачем я хожу на балет? Если более обще – в театр, а еще более обще – что мне даёт искусство? Прежде всего, переносит в другой мир. Он может походить на привычный, может радикально отличаться или быть абстрактным, однако именно там возникают способы воздействия на душу, недоступные здесь. Нечто вроде гипноза, под влиянием которого открываешь в себе то, что обычно лежит под спудом. В идеале искусство захватывает так сильно, что может повлиять на твою реальную жизнь. Правдивую историю расскажут в документалистике, общие проблемы поставит наука, а внимание к злободневным привлечет журналистика. Для искусства подобные задачи скорее средство, чем цель.
  С годами мне все скучнее горячие новинки. В литературе предпочитаю классику, в театре музыку и балет. «Евгений Онегин» или «Анна Каренина», невзирая на названия, не про Евгения и Анну, они про нас. «Баядерка» не об Индии, а пейзане «Жизели» отнюдь не крестьяне. В этой простодушной драме я одинаково готова воспринимать себя обманутой девушкой, легкомысленным юнцом, неоцененным влюбленным или неукротимой мстительницей. История и ее герои каждый раз поворачиваются по-новому, поскольку далеки от конкретности и однозначности. Мораль, если она есть, возникает исподволь, ее трудно сформулировать словами.
  Иное с Ханом. Пепел Клааса стучит в его сердце, проблема мигрантов не дает покоя. «Деление на Изгоев и Знать – это плохо», -- упрямо и прямо повторяет он. А что, кто-то из нас считает, будто хорошо? Зачем ломиться в открытую дверь? «Одни люди построили стену, а другие эту стену защищали — от третьих людей, которые стремились за эту стену попасть, потому что есть, дети, такие понятия, как моральный конфликт и неравное распределение благ». Думаете, это о «Жизели» Хана? Нет, о романе, выдвинутом на Букер. Очевидно, такая нынче мода.
  В классической "Жизели" сила воздействия во многом определяется контрастом между радостным, светлым началом и дальнейшей трагедией. В спектакле Хана с самого начала всё мрачно, даже знать не выглядит счастливой. Это одна из причин, по которой и трагедия меня не тронула. Есть другая причина. Парадоксально, но чем герои балета абстрактнее, тем они живее и ближе – разумеется, если их одухотворяет артист. А чем конкретнее посыл, тем схематичнее образ, не говоря уж про мораль. Что за человек Альбрехт, почему он стал искать себе подругу среди изгоев? Не знаю. Какова Жизель, за исключением независимости и беременности? Словами и мимикой о них сказано слишком много, а хореографически -- слишком мало. Но язык балета – танец. Сложная и изощренная система, требующая долгой подготовки. Физиологической эмпатии добиться легче, чем эмоциональной, и видео миленького котика или жестокой драки соберет гораздо больше лайков, нежели идеальное адажио. В этом смысле «Жизель» Хана действенна. Мне жаль Жизель, Иллариона и Альбрехта, как любое существо, которому причиняют боль, однако сочувствовать ни одному из них не могу.
  Впрочем, при другой хореографии мне бы, наверное, не пришли в голову эти рассуждения. Непонятное шаманство перенесло бы меня в мир, который я приняла как данность...

Tags: Жизель, балет
Subscribe

  • Размышления о тщете всего сущего... :)

    Трудно сказать, когда меня стало терзать ощущение, что проект "Человечество" медленно, но верно заходит в тупик. Сейчас посмотрела: к трилогии про…

  • Новый год к нам спешит!

    Год сложный. Как написал любимый автор, "это я к тому, что нам не скучно". Надеюсь, следующий будет поскучнее, и всем того желаю🤕.

  • Хвастовства пост:)

    Правду говорят: лучший подарок тот, который сделан своими руками. Этих куколок нам с irina_berezina сшила на Новый год любимая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments