avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Category:

"Лебединое озеро", Терешкина-Ким. И все-все-все!

Одна из причин, по которой люблю "Лебединое" Сергеева -- скупое либретто, простое описание действий без психологической подоплеки. Именно поэтому история раз от раза поворачивается новыми гранями.
Зигфрид Кима с первого мига подкупил неподдельным, нескрываемым счастьем. Так встречают день рождения лишь в ранней юности. Это был истинный принц, баловень судьбы, понимающий, что весь мир принадлежит ему, но не кичащийся этим, а искренне радующийся. Ему интересно с наставником, весело с шутом, а девушки вызывают живой интерес. Мне даже показалось, не будь героиня Батоевой столь умна, завела бы с ним роман.
Это я о па-де-труа друзей принца. Оно было замечательным (как, впрочем, и весь спектакль). Батоева, Гусейнова и Коновалов радовали музыкальностью и чистотой позиций, допевая руками каждое движение. Но, возможно, из-за того, что я много видела Батоеву в больших ролях, ее героиня казалась мне прямо-таки родной и близкой. По тому, насколько по-разному она принимала цветок от шута и Зигфрида, я могла судить о ее чувствах. А в последнем акте Надежда вышла лебедем -- и вместо недавней кокетки я увидела трагический персонаж. Второго лебедя дали Острейковской -- не кастинг, а подарок небес.
Ротбарт Зверева тоже был хорош и, я бы сказала, значителен. Вообще хочется упомянуть всех подряд! Однако спектакль, конечно, сделал главный дуэт.
Этого Зигфрида не тянуло в романтические выси. Ему хорошо и дома, а замок он решил покинуть лишь для охоты. Однако Одетта захватила в плен своей личности не только его, но и всех нас.
Одетта Терешкиной показалась на удивление современной -- или, возможно, вневременной. Это сильная женщина, которую вряд ли сможет держать в плену кто-то, кроме нее самой. Ротбарт -- не внешняя сила, скорее ее печальный жизненный опыт, а броня из лебединых перьев -- страх кому-то довериться. Белая маска защищает душу, одновременно не позволяя ее открыть. Одетту страшит не Зигфрид -- столь чистый, наивный юноша вряд ли кого-то испугает. Очаровавшись открытостью и веселостью, забытыми в ее кругу, она понимает, что обман именно от него станет окончательным крушением. В невероятнейшем адажио потрясенный, не верящий своим глазам Зигфрид выплескивает любовь и свет, а Одетта одновременно и уклоняется, и тянется к нему. Потом вдруг твердо решает: уходи. Но когда он чуть не ушел, а она его остановила, все в миг переменилось. Одетта, только что царственная, стала трогательной и беззащитной, открыв ему всю себя без утайки. Она таяла в его руках, льнула так, что я впервые увидела в "Лебедином" откровенную сексуальность. В вариации на фоне замерших лебедей Одетта словно с недоумением озирала свой привычный мир, обнаружив, что без Зигфрида он мертв, а подруги -- лишь виртуальные маски.
Однако довериться мало -- надо безоглядно поверить. А жизненный опыт советует лучше проверить: может, душу открывать не стоило, в итоге тебя обманут и над тобой посмеются? Но если все равно жить под маской, черная безопаснее белой. У меня было полное ощущение, что Одетта и Одиллия -- две испостаси одной женщины. Если Зигфрид выберет одну, другая умрет. Парадокс в том, что оба образа так сильны, что им невозможно противостоять. Каждое па Терешкиной было полно смысла. Одиллия была победительна, прекрасна и не ждала, подобно Одетте, инициативы от партнера, а брала ее в свои руки. Однако, швыряя цветы, она не только торжествовала, но и ужасалась.
В третьем акте Зигфрида встретила женщина, почти убившая в себе Одетту. Только что корчившаяся от боли, она королевским жестом Одиллии отвергает помощь. Однако простодушная любовь лишенного рефлексии Зигфрида оказалась сильнее привычных страхов. Маски были сброшены, а черная и белая ипостась соединились, открыв живую, многогранную личность.
Вот так спектакль, виденный не менее сотни раз, может вдруг показаться новым. Потому и хожу на балет:).

Tags: Ким, Лебединое озеро, Терешкина, балет
Subscribe

  • "Анна Каренина", Новикова-Сергеев

    Спектакль получился замечательный. Ощущение, что приезд хореографа смахнул легкий налет рутины и придал каждому эпизоду особую свежесть и остроту.…

  • "Раймонда", Ильюшкина-Корнеев-Беляков

    Ура, Ильюшкиной дали повторить "Раймонду"! Всё же первое выступление -- обычно волнение и, даже при идеальном раскладе, немного проба сил. Всегда…

  • "Ромео и Джульетта", Новикова-Шкляров

    Столько раз писала об этом дуэте, что не буду повторяться — хотя отмечу, что Шкляров, на мой взгляд, уже не столь юный Ромео, как раньше, а вот не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments