avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Category:

"Лебединое озеро"

Несколько раз за последнее время слышала высказывания танцовщиков о том, что им не  интересно «Лебединое озеро», особенно с хорошим концом. А я безмерно люблю этот балет, причем именно постановку Сергеева.
   Это не простодушная сказка Мессерера о том, как неосторожных барышень превращают в лебедей, и не психоаналитический сеанс Нуреева, а притча. Все мы – заколдованные принцессы, мечтающие о человеке, который, увидев твою суть, поможет снять броню из перьев и открыть душу. Но вместе со светлой ее ипостасью на волю вырвется темная. Если принц предпочтет темную, светлая погибнет – или, в ужасе от предательства, навсегда спрячется в броне. В этом смысл «плохого» конца. А смысл «хорошего» в том, что если принц раскается, а ты искренне простишь ему предательство, у обоих есть шанс спастись и попробовать начать заново.
  Зигфрида вообще не обычный принц. Казалось бы, перед нами – баловень судьбы. Ему не только повезло родиться принцем – он идеально вписан в социум. Зигфрид легко ладит с самыми разными людьми – матерью, учителем, придворными, шутом, друзьями. Его будущее определено, и оно такое, которое для большинства является пределом мечтаний. Никому из гостей даже в голову не приходит, что именинник не столь безоблачно счастлив, как они. Однако под безукоризненной вежливостью (если близкие устроили тебе праздник, надо продемонстрировать радость) скрывается тоска. Как у Грина в «Бегущей по волнам», героя манит Несбывшееся.
  Совершеннолетие – время выбора. Или ты остаешься в накатанной колее навсегда, или покидаешь ее с риском потерять многое, если не все. Вот о чем для меня вариация с луком. Зигфрид не зря исполняет ее, лишь оставшись в одиночестве. Он Принц не только по рождению, но и по сути. Привыкнув решать чужие проблемы, он полагает невозможным возложить на кого-то свои собственные, обдумывает их сам. Он уверен, что один такой странный на свете, что никто не в силах его понять.
  Побег на озеро – жест отчаянья, последняя надежда обнаружить другой мир или смириться с тем, что он существует лишь в мечтах. Появление Одетты для Зигфрида – настоящее чудо. Оказывается, на свете есть и горе, и достоинство, и борьба. Есть существо, выбравшее тот же путь, что и он (не будь у Одетты неудовлетворенности, тяги к неведомому, она провела бы жизнь в безопасном замке и не попала в руки Ротбарту). Но, зачарованная, испуганная открывшимся злом (ведь за пределами замка не только добро), она закрылась в теле лебедя, лишь изредка превращаясь в беззащитную девушку, которой является на самом деле. Адажио – ее попытка понять Зигфрида. А, поняв, она доверилась.
  Влюбленный и счастливый, Зигфрид возвращается домой. Он уже знает, что пресная жизнь замка – не единственная реальность. Он открыл себе ход в другой мир, однако еще не догадывается, что к светлому приходилось бежать, искать его и защищать, а темное приходит и предлагает себя само. Снова вспоминается «Бегущая по волнам», где женщина-мечта, как и в «Лебедином», в реальности распадается на две ипостаси. Их различие даже не в том, что одна – добро, а другая зло. Просто одна умеет любить, а другая лишь покорять.
  Одиллия, как и Одетта, противостоит равнодушию и скуке замка, которые стали для Зигфрида окончательно нестерпимы. Но, ослепленный сиянием ее иномирности, желая снова попасть в мечту, он не отличает минуса от плюса. Ему хочется всего и сразу. Главным для него оказалось не спасти девушку, а получить ее.
  Свою ошибку Зигфрид понимает, когда уверен, что уже поздно. Однако случившееся изменило его. Он бежит на озеро не за прощением, а за искуплением. Убежденный, что прощения нет и не будет, что Одетта не может его теперь любить, он все равно готов умереть вместе с нею или вместо нее. Но и она стала другой, сумела простить. Именно совместный духовный рост героев дает для меня возможность хорошего конца. Побеждают они только вместе. Одетта способна сделать для любимого то, чего не умела ради себя.
  Даже в нелепом отрывании крыла Ротбарту я готова увидеть смысл. Протестуя против обыденности, мы часто романтизируем зло, и отрицательные герои для нас привлекательнее положительных. Сумей оторвать злу крылья, опусти его на землю – и оно останется во всей своей неприглядности, его легче будет победить.
    Разумеется, это лишь один из возможных взглядов на «Лебединое», а их может быть много. Поэтому для меня очень важно увидеть танцовщиков в именно этом спектакле. В отличие от других балетов о предательстве и прощении, «Жизели» и «Баядерки» с их четко прописанной историей, «Лебединое озеро» оживет лишь тогда, когда исполнители вложат в него собственное прочтение, позволят заглянуть себе в душу. А иначе, наверное, действительно будет скучно..
Tags: Лебединое озеро, балет
Subscribe

  • Балеты Ратманского

    После сегодняшнего вечера захотелось написать не об артистах (они были на любой вкус), а о хореографии. Точнее, о хореографе, три балета которого нам…

  • "Парк", Терешкина-Сергеев

    На встрече с Терешкиной и Сергеевым он сказал, что в «Парке» зрители с самого начала ждут финального дуэта. Позволю себе не согласиться. Без…

  • "Лебединое озеро", Ильюшкина-Аскеров-Романчиков

    Давно хотелось посмотреть Марию Ильюшкину в "Лебедином" с опытным партнёром. И хотя Аскеров не самый мой любимый принц, сегодня он мне однозначно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Балеты Ратманского

    После сегодняшнего вечера захотелось написать не об артистах (они были на любой вкус), а о хореографии. Точнее, о хореографе, три балета которого нам…

  • "Парк", Терешкина-Сергеев

    На встрече с Терешкиной и Сергеевым он сказал, что в «Парке» зрители с самого начала ждут финального дуэта. Позволю себе не согласиться. Без…

  • "Лебединое озеро", Ильюшкина-Аскеров-Романчиков

    Давно хотелось посмотреть Марию Ильюшкину в "Лебедином" с опытным партнёром. И хотя Аскеров не самый мой любимый принц, сегодня он мне однозначно…