avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Categories:

"Жизель", МАМТ, Осипова-Полунин


Ждала спектакля с нетерпением. Из классики больше всего хотелось увидеть Полунина именно в "Жизели": даже по записям казалось, что Альберт -- по-настоящему его роль. Причем важно, чтобы партнерша была ему не безразлична -- и Осипова представлялась наилучшим вариантом. Хотя отношение к ее Жизели у меня колебалось от столь сильного эмоционального потрясения, что недостатки балерины воспринимались достоинствами героини, до полного отторжения виллисы, лишенной плавности и красоты линий. Однако после отзывов о совершенствовании стиля танцовщицы в Лондоне я надеялась на лучшее.
Да, работа над стилем видна. Резкости стало меньше, однако все равно форма танца для меня далека от совершенства (что особенно бросалось в глаза рядом с Миртой в исполнении Кардаш, при всей жесткости образа наделившей свою героиню изяществом потустороннего существа). Проблема в том, что вместе с водой выплеснули ребенка. Осипова показалась совсем иной, чем раньше. В ее Жизели вместо привычного взрыва эмоций я увидела холодный расчет зрелого человека. Возможно, я слишком близко сидела. Не уверена, что стоит видеть подробности мимики балетного артиста. Основное сказано хореографией, мимика добавляется каждым своя, и трактуем мы ее тоже по-своему.
После первого акта я вообще была в растерянности, потому что история сложилась такая.
Граф Альберт вышел на охоту за девушкой -- не первый и не в последний раз. У него отработанный арсенал соблазнителя и одна-единственная цель -- заполучить намеченную дичь. Он аристократ до мозга костей и уверен, что крестьянки -- законная добыча. Однако на сей раз девушка попалась умная. Не опознать птицу высокого полета она не могла (достаточно посмотреть, как они выполняют совместно любое движение -- он красиво и безупречно классично, а она напористо и не слишком чисто, -- чтобы понять, кто какого круга). Жизель решила, что упускать его нельзя. Аффектированно изображая наивность, она пыталась не поддаться Альберту сразу, но и не отказать ему, а привязать к себе всерьез. Так вот они и пытались взять друг над другом верх -- причем вернулись вместе в конце первого акта оба в горделивой уверенности: мол, победа за мной.
При появлении Батильды Альберт был раздосадован, что в последний момент все сорвалось и столько трудов впустую, а Жизель ошеломлена потерей единственного шанса. В сцене безумия она в ужасе просматривала свои поступки, пытаясь понять, в какой же момент ошиблась. Наверное, впервые я не испытывала тут к ней сочувствия. И вдруг, когда Жизель умерла, Альберт бросился к ней -- и наконец у меня в душе что-то дрогнуло. Смерть девушки заставила его забыть о своих амбициях, он впервые понял, как хрупка человеческая жизнь.
Во втором акте Альберт появился повзрослевшим, преображенным. А Жизель не изменилась, словно и не умирала. Увы, я не в силах была признать ее за виллису. Скорее это была греза Альберта, олицетворение его греха. Он вспоминал крестьянскую девушку такой, какой она была при жизни: нескладной, напористой, резкой, -- и понимал, что погубил ее. Что наши грехи навсегда остаются с нами, исправить ничего невозможно. Протягиваешь руку -- и хватаешь пустоту, а видение возникает снова. Тогда Мирта, получается, -- совесть Альберта. Он не просил у нее пощады, скорее спрашивал, можно ли его простить. И сам себе ее устами отвечал: нет, нельзя.
Во втором акте были моменты балетоманского счастья. Например, как Полунин плавно поднимался на полупальцы -- словно цветок распускается в замедленной съемке. Невесомые поддержки (у Осиповой феноменальный прыжок, и впечатление было чарующим). Антраша Альберта, устремленные ввысь, к небу. И небо подарило прощение, которое собственная совесть дать отказывалась. Альберт заглянул по ту сторону смерти, почти преступил черту -- но в последний миг раздумал и вернулся в жизни, отпустив призрак Жизели -- тень своего греха.
Вот такой для меня получился спектакль. Жалею, что не сумела проникнуться дуэтом -- все-таки в "Жизели" прежде всего хочется истории неумирающей любви. Однако рада, что приехала и увидела все своими глазами:).
Tags: балет
Subscribe

  • "Анна Каренина", Новикова-Сергеев

    Спектакль получился замечательный. Ощущение, что приезд хореографа смахнул легкий налет рутины и придал каждому эпизоду особую свежесть и остроту.…

  • "Раймонда", Ильюшкина-Корнеев-Беляков

    Ура, Ильюшкиной дали повторить "Раймонду"! Всё же первое выступление -- обычно волнение и, даже при идеальном раскладе, немного проба сил. Всегда…

  • "Ромео и Джульетта", Новикова-Шкляров

    Столько раз писала об этом дуэте, что не буду повторяться — хотя отмечу, что Шкляров, на мой взгляд, уже не столь юный Ромео, как раньше, а вот не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments