avrorova (avrorova) wrote,
avrorova
avrorova

Categories:

"Жизель", Новикова-Сарафанов

Не знаю другого балета, который так часто открывался бы мне новыми гранями. Несмотря на внешнюю простоту -- или благодаря ей -- он каким-то мистическим образом меняется не только под влиянием индивидуальности танцовщиков, но даже под влиянием их (или моих) нынешних настроений и чувств. И сегодня сто раз виденные Новикова и Сарафанов рассказали совсем другую историю. По крайней мере, мне...
Только среди юных и еще по-настоящему не знающих жизни встречается удивительный характер... не могу сформулировать... солнечный? праздничный? Иногда подобные люди попадаются среди студентов, и я, признаюсь, прощаю им и неуместные смешки, и легкомыслие, и вообще все -- за ту светлую атмосферу, которую они помогают создать на занятиях.
Именно такими были Жизель и Альберт в первом акте. Граф стучал в дверь Жизели в ожидании праздника, а она с тем же ожиданием перед нами появлялась. Причем праздник не зависел от влюбленности, он был в них самих. Жизель светилась бы от счастья, даже если бы Альберт не пришел. Немудрено, что она привлекает подруг -- ведь и на них падает этот чудесный свет, преображающий обыденную жизнь. Каждое ее движение -- праздник. И даже приступ болезни... ох, как страшно Новикова вдруг рухнула на руки партнеру... рухнула, а потом словно бы забыла, отстранила ненужное. Ни предчувствия плохого, ни страха перед нет, предугаданного ромашкой. Чистый, незамутненный источник радости. И любовь состоит просто в том, что рядом с этим человеком ты еще счастливее.
Альберт Сарафанова тоже казался мне сегодня человеком-праздником, избалованным, но добрейшим подростком. А что касается неизбежных, созданным им самим неприятностей... не могут подобные люди предугадывать неприятности, ну, не могут!
И поверить в них не могут. Жизель ни секунды не верила рассказу Ганса. Она и глазам своим не верила. Не верила, и все тут. И лишь когда граф поцеловал руку невесте... тут был один из многих моментов этого спектакля, поразивших меня в самое сердце... Жизель бросилась к Альберту так, словно хотела не вернуть его, а защитить. Прикрыла собой, как станет прикрывать от Мирты. А перед собственной гибелью она, пророча, танцевала, как будет потом танцевать он.
Но до этого было безумие. И Новикова, только что прелестная, словно статуэтка, преобразилась до неузнаваемости, превратившись в страшное, нечеловеческое существо. Я не в силах этого описать. Вообще хочется рассказать о каждом ее движении -- и не только в сцене сумасшествия. Вариации ее пролетали для меня, как единый миг. Раз -- и уже закончилась, я опять не успела насладиться.
А появление во втором акте... трогательная фигурка, застывшая между двумя мирами. Но Мирта втягивает ее в мир виллис. Я никогда еще не видела Жизели, которой с такой очевидностью было бы там невыносимо. Девушка, состоящая из света, не может существовать в сумеречном пространстве, для нее это пытка. Обнаружив там Альберта, она в непередаваемом ужасе пытается выгнать его из этой выморочной реальности обратно в мир радости и ярких красок. Ей уже не спастись, но пусть пытка минует хотя бы его! Каким отчаянным жестом она закрыла лицо руками, решив, что все кончено... я никогда такого не видела.
Однако Жизель спасла Альберта -- и спаслась сама, на наших глазах растворившись в воздухе. Она и так была невесомой тенью, а теперь совсем растаяла. А Альберт остался, и плакал от того, что эта ночь закончилась. Впервые мне казалось, что он был согласен длить ее вечно...
Еще много можно писать... как он по-настоящему полюбил Жизель в тот миг, когда она, уже в бреду, собирала на невидимом холмике ромашки... тогда он понял, что жизнь -- не только праздник, а люди -- хрупкие существа, которых легко ранить. Это изменило Альберта навсегда, и нет, мягко сказанное им оруженосцу во втором акте, разительно отличалось от того же слова, произнесенного в акте первом (ах, эти параллели "Жизели", всплывающие тут и там). Сарафанов был прекрасен, но стержнем спектакля для меня стал не он. Как, впрочем, и должно быть. Да и вообще, этот дуэт был единым целым. Как тоже должно быть -- только почти никогда не бывает...
Tags: Жизель, Новикова, Сарафанов, балет
Subscribe

  • Балеты Ратманского

    После сегодняшнего вечера захотелось написать не об артистах (они были на любой вкус), а о хореографии. Точнее, о хореографе, три балета которого нам…

  • "Парк", Терешкина-Сергеев

    На встрече с Терешкиной и Сергеевым он сказал, что в «Парке» зрители с самого начала ждут финального дуэта. Позволю себе не согласиться. Без…

  • "Лебединое озеро", Ильюшкина-Аскеров-Романчиков

    Давно хотелось посмотреть Марию Ильюшкину в "Лебедином" с опытным партнёром. И хотя Аскеров не самый мой любимый принц, сегодня он мне однозначно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Балеты Ратманского

    После сегодняшнего вечера захотелось написать не об артистах (они были на любой вкус), а о хореографии. Точнее, о хореографе, три балета которого нам…

  • "Парк", Терешкина-Сергеев

    На встрече с Терешкиной и Сергеевым он сказал, что в «Парке» зрители с самого начала ждут финального дуэта. Позволю себе не согласиться. Без…

  • "Лебединое озеро", Ильюшкина-Аскеров-Романчиков

    Давно хотелось посмотреть Марию Ильюшкину в "Лебедином" с опытным партнёром. И хотя Аскеров не самый мой любимый принц, сегодня он мне однозначно…